РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ

Ребенок погиб при пожаре…что может быть трагичнее и нелепее? Пожар-это не стихия, а зло, творимое руками человека. И если в пламени огня сгорает ребенок, вина за это лежит только на взрослых. Не доглядели, не уберегли, не отвели беду. А ведь могли бы…..

Еще с младенчества, когда ребенок тянется к горячей кружке с чаем, мама останавливается и говорит: "Ай! Горячо! Обожжешься!" Но поймет ли он сразу, не почувствовав рукой горячий стакан? "Раз обожжешься, больше не поле­зешь", - скажет мама.

И действительно, если ребенок почувствует опасность высокой темпера­туры, он больше не полезет. Поэтому основная задача родителей - это помочь своему ребенку осознать, насколько опасно прикосновение к раскаленным предметам и открытому огню, этим самым формируется рефлекс самозащиты, чувство самосохранения. Дети должны познать на опыте, насколько может быть опасно воздействие высокой температуры, открытого огня, если не при­нимать меры предосторожности. Для этого можно подвести ребенка к плите и дать ему возможность почувствовать идущий от нее жар. Но запомните! Это нужно делать только в присутствии взрослых!

Опасная ситуация неизбежна в тех семьях, где спички доступны детям. Ребенок еще не научился соизмерять свои шалости с последствиями. Неудер­жимые в своем стремлении подражать взрослым, они часто переступают грани­цы дозволенного. Из-за неумелого обращения с огнем вызывают пожары. По­этому, пока ребенок мал, спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, электро­приборы следует убирать подальше от детей. Причем делать это так, чтобы у ребенка не возникло подозрение, что названные предметы прячут от них умышленно. Иначе любопытство может взять верх над запретом - и пожар бу­дет неизбежен.

Психологами доказано, что дети знают об опасности игры со спичками, различают огонь добрый и злой, огонь созидающий и разрушающий. Помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды - это не просто сказать: "Нет, нельзя!", а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести. В этом состоит основная задача взрослых.

Дети постоянно наблюдают за работой телевизора, электроплитки, утю­га, настольной лампы и других электроприборов, но далеко не каждый из них знает правила включения и выключения. Причина в том, что большинство ро­дителей не только не учат детей этим правилам, но и запрещают близко подхо­дить к этим предметам. Такая позиция ошибочна. Когда ребенок останется один, он все равно удовлетворит свое любопытство, что может привести к не­желательным последствиям.

Что же означает термин "защита ребенка от пожара"? Означает ли это по­стоянное нахождение с ребенком, чтобы уберечь его от беды? Если вы так счи­таете, то уже, вероятно, поняли, что это возможно до определенного возраста.

Некоторые родители очень следят за своими детьми, другие же, наоборот, позволяют детям слишком многое, считая, что с их ребенком ничего не случит­ся. Оба этих подхода ошибочны.

Дети, находящиеся под непрестанным надзором своих родителей, просто не способны распознать опасность ситуации. У таких детей теряется "шестое чувство", предупреждающее об опасности. Поэтому они в большей степени подвержены риску, могут стать виновниками пожара, а в результате и жертвой.

Есть много противоположных случаев, когда ребенок восстает против очень строгих правил, чтобы доказать родителям свою взрослость. Значит, очень сильным контролем можно вызвать у ребенка рискованное поведение. Не зря говорится: запретный плод сладок.

Обратная сторона чрезмерного контроля: предоставляя детям слишком много свободы, возлагая на них большую ответственность, родители просто переоценивают способность своих детей учиться методом проб и ошибок. В некоторых случаях это просто опасно. Представьте себе опасность разрешения ребенку только один раз, в то время как вы находитесь на работе, зажечь газ, если он никогда раньше этого не делал?!

Прежде чем сделать это, оцените, насколько ваш ребенок владеет сле­дующими навыками:

- оценка окружающей обстановки;

- способность безопасно обращаться с потенциальным источником огня;

- умение следовать правилам пожарной безопасности.

И пока ребенок не овладел всеми этими навыками, не позволяйте ему пользоваться спичками.

Чтобы обеспечить безопасность детям, родители обязаны уметь:

- защитить ребенка в такой ситуации, которая выходит за рамки его воз­можностей;

- подготовить ребенка к ситуации, которая возможна и с которой ему не­обходимо научиться справляться самому;

- научить ребенка безопасному поведению, потому что он еще не спосо­бен к самостоятельным действиям;

- научить правилам в случае возникновения пожара:

а) позвонить по номеру "01" или «112» и правильно сообщить:

  1. домашний адрес;
  2. что горит;
  3. фамилию или номер телефона, из которого звонит.

б) при пожаре ребенок должен выбегать из дома и звать на помощь взрос­лых: соседей, прохожих;

в) ни в коем случае нельзя прятаться при пожаре.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Прочтите детям:

  1. С.Я. Маршак «Пожар»
  2. С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
  3. С.Я. Маршак «Детям»
  4. Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»
  5. К.И. Чуковский «Путаница»
  6. О.Г. Герасименко «Малышам об огне»
  7. С.Я. Маршак «Кошкин дом».

 

Задача взрослых - научить детей самостоятельности и безопасности.

 Что­бы ребенок знал, что он уверен в себе и вместе с тем ОСТОРОЖЕН!